Основным
качеством речи при выражении как мысли, так чувства является внятность.
Внятность
достигается правильным произношением отдельных звуков речи, соблюдением
словесного и фразового ударения, ритма, темпа, громкости, чистоты, гибкости и
тембра голоса. Наличие этих качеств делает речь не только внятной, но и
выразительной.
Работа
над развитием правильной чистой речи является одной из важных задач
вокально-хорового воспитания учащихся. Речевая сторона играет значительную роль
в общей выразительности вокального исполнения. Кроме того, процесс работы над
словом в песне положительно действует на развитие речи детей.
Речевые
упражнения способствуют исправлению дефектов речи – недостаточно ясного и недостаточно
отчетливого произношения, косноязычия, недостатков в произношении шипящих,
свистящих и сонорных звуков, «смазывании» согласных звуков в конце слова,
неправильностей логических выделений в интонации речи. Недостатки произношения
обычно связаны с напряженным выражением лица, неправильным открыванием рта, с
вялостью и малоподвижностью губ, языка, нижней челюсти, с неумением
пользоваться дыханием в процессе пения и чтения.
В
данном методическом пособии представлен ряд образно-речевых упражнений для исправления
дефектов речи, которые успешно прошли апробацию в практической деятельности
преподавателя музыкальных дисциплин Карповой О.Б. с учащимися младшего хора.